Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на примере ЗАО МПБК Очаково

Актуальность исследования. Современные условия хозяйствования кардинально меняют подходы к построению системы управления затратами. Только достоверная и оперативная информация обо всех производственно-хозяйственных процессах позволит руководителю определить степень риска, связанного с резким снижением спроса на выпускаемую продукцию предприятием, осуществить оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать альтернативные решения по деятельности предприятия.

В условиях кризиса и экономической нестабильности все большее значение приобретает система изучения поведения расходов с целью выявления источников их сокращения, именно такой системой и выступает маржинальный анализ.

Источником информационного пространства для эффективного управления предприятием выступает комплексный анализ, результатом осуществления которого является получение информации об эффективности деятельности предприятия. На сегодняшний момент на большинстве предприятий имеются элементы системы учета, расчеты себестоимости продукции, формирования маржинального дохода, однако, единой полной системы осуществления анализа указанных показателей не существует. Как следствие - оперативность принятия управленческих решений значительно усложняется, отсюда следует, что большинство принятых решений не является эффективными. Поэтому вопрос разработки информационной поддержки и модели расчета себестоимости с обязательным определением маржинального дохода как в целом по предприятию, так и по каждому отдельному подразделению и осуществление маржинального анализа по этим показателям является весьма актуальным.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты-объем-прибыль» (Cost-Volume-Profit; СVР-анализ) или маржинальный анализ.

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Выбор оптимальных стратегий управления, являющихся определяющими факторами обеспечения эффективного функционирования предприятия, роста рентабельности и конкурентоспособности и, как следствие, повышения финансовой устойчивости и платежеспособности зависят от наличия на предприятии информационной базы о затратах предприятия, их структуре, изменениях в зависимости от объемов производства, а также от наличия механизма, определяющего возможности варьирования затратами. Особую актуальность решение вопросов управления затратами приобретает для:

обеспечения роста рентабельности предприятия путем снижения затрат на производство продукции и управление;

обеспечения правильного выбора номенклатуры выпускаемых изделий, расширения объемов выпуска, обоснованного ценообразования;

обеспечения долгосрочной стабильности функционирования предприятия, а также окупаемости капиталовложений в производство.

Получению прибыли и ее максимизации способствуют различные текущие управленческие решения (например, принятие нового заказа, прекращения выпуска определенной продукции, оптимизация структуры выпуска, определения минимально возможной цены реализации и т.п.). Они предусматривают проведение анализа затрат по определенным выбранным направлением действий. Поэтому понимание зависимости между затратами, объемом деятельности и прибылью является необходимым условием для планирования будущих операций предприятия и принятия управленческих решений на краткосрочную перспективу. Задача руководства заключается в том, чтобы осуществлять управление каждым фактором, который влияет на прибыль, для увеличения рентабельности предприятия в целом.

Объектом исследования в курсовой работе является ЗАО МПБК «Очаково».

Предметом исследования - процесс использования маржинального анализа на исследуемом предприятии в финансовом анализе, для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Цель исследования - маржинальный анализ себестоимости продукции на исследуемом предприятии.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

. Изучить сущность маржинального анализа и его место в управлении затратами.

. Рассмотреть понятие постоянных и переменных затрат.

. Проанализировать использование маржинальной концепции для принятия решений по ценообразованию.

. Исследовать использование маржинальной концепции в финансовом анализе на примере ЗАО МПБК «Очаково».

. Проанализировать использование маржинального анализа для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы применения маржинального анализа в системе финансового и операционного менеджмента все активнее обсуждаются в отечественной экономической литературе. В то же время среди ученых-экономистов еще не достигнуто единства мнений по понятиям, связанным с вышеуказанным методом анализа.

Среди ученых, которые в своих научных работах рассматривали маржинальный анализ, можно выделить г.П. Гринева, О.С. Грищенко, С.И. Дерягу, г.Ю. Касьянову, В. Г. Мохова, В.Е. Негашева, Д.А. Панкова, А.В. Пахомова и пр.

Обобщение работ данных ученых позволяет определить основные направления рассмотрения маржинального анализа в научных исследованиях:

использование показателя маржинального анализа в пределах определенной области рассматривался группой ученых: С.И. Дерягой, О.И. Косьминой, А.В. Пахомовым и пр.;

маржинальный анализ как часть осуществления инициативного аудита рассматривает Т.М. Ковбич;

необходимость применения маржинального анализа с целью определения объемов реализации и прибыли рассматривался в работах г.Ю. Касьяновой, В. Г. Моховой и В.Е. Негашева;

В.Ю. Горчаковым предложено использовать маржинальный анализ только при осуществлении внешнеэкономической деятельности с целью оптимизации затрат;

осуществление маржинального анализа в взаимозависимости с анализом и контролем закупок предложено г.П. Гриневой и О.С. Грищенко.

В работе В. Г. Мохова предложена классификация показателей маржинального анализа в зависимости от видов себестоимости и видов маржинального дохода. Однако автором не приведено саму методику осуществления маржинального анализа в зависимости от этих показателей.

Необходимость использования маржинального анализа для общего анализа финансовых результатов деятельности, частности, торговых предприятий отмечено Э.И. Крыловым, что дает возможность более объективно оценить влияние факторов на динамику прибыли от реализации и показатели рентабельности. Именно методика осуществления маржинального анализа базируется на изучении показателей, связанных с определения финансовых результатов, а именно объема реализации, затрат и прибыли.

На возможности проведения маржинального анализа исходя из экономической модели прибыли отмечают Т.П. Карпова и Л.Л. Ермолович. Характеристики, которые получаются в точке равновесия в ходе такого анализа, по мнению ученых, являются важными вспомогательными инструментами для принятия управленческих решений не только внешними пользователями, но и менеджерами самого предприятия.

На основании исследования научных работ по данной проблеме установлено, что, несмотря на существующие исследования по данному направлению, отсутствует единый подход к сущности, порядку и сфере применения маржинального анализа. Это снижает возможности реализации для субъектов хозяйствования, их конкурентных преимуществ в рыночной среде.

Методы, применяемые в данной работе: вертикальный и горизонтальный анализ, метод сравнения, приведения показателей в сопоставимый вид, факторный анализ, маржинальный анализ, метод финансовых коэффициентов, графический метод.

Теоретической основой написания работы стали: учебная и научная литература отечественных и зарубежных исследований в сфере управленческого и бухгалтерского учета, экономического анализа, маржинального анализа, менеджмента (Г.П. Гринева, О.С. Грищенко, С.И. Деряга, Г.Ю. Касьянова, В.Г. Мохов, В.Е. Негашев, Д.А. Панков, А.В. Пахомов, К. Уорлш, Д. Хан и пр.), законодательная база по рассматриваемой проблеме.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 47 источников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СVP-АНАЛИЗА

    Интересное по теме

    Расчет технико-экономических показателей зоны ТО автомобиля КамАЗ 43253
    Автомобильный транспорт - наиболее важная составляющая транспортной системы России. Число автотранспортных перевозчиков измеряется сотнями тысяч. Каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие автомобильными транспортными средствами, являются одновременно участни ...

    Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России
    Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. Как свидетельствует мировой опыт, инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы. По сути, они определяют будущее страны в цел ...

    Реструктуризация компаний

    В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

    Сдельная
    оплата труда

    Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

    Собственность
    на землю

    Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.