Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг

Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Среди факторов, способствующих экспансии производства нематериальных услуг, принципиальное значение имеют следующие: расширение и усложнение потребностей и как следствие изменение ценностных ориентиров общества; научно-технический прогресс и широкое распространение новых информационных технологий; трансформация представлений потребителей о товарах, а именно стирание границ между физическими продуктами и услугами; углубление сегментации рынка; диверсификация деятельности предприятий; социокультурные изменения, в т. ч. индивидуализация личности и социальная интеграция индивидов и др. В связи с этим, если в индустриальном обществе уровень жизни определяется через количество товаров, то постиндустриальное общество или экономика услуг определяется качеством жизни и уровнем развития таких отраслей нематериальных услуг, как здравоохранение, образование, туризм, культура, которые должны быть доступны для всех членов социума.

Развитие рынка медицинских услуг как сегмента рынка нематериальных услуг в большей степени обостряет противоречия между системой производителя и системой потребителя, приводит к столкновению их интересов, стереотипов деятельности и ценностных ориентиров. В связи с этим необходимо определить стереотипы деятельности предприятий по оказанию медицинских услуг и потребителей этих услуг, принципы взаимодействия двух систем ценностей.

Противоречия, обусловленные функционированием рынка медицинских услуг, приводят к возрастанию трансакционных издержек, в том числе инфраструктурных издержек и издержек поведения. На рынке медицинских услуг возрастают и ментальные издержки. Такой тип издержек возникает в результате влияния культурных стереотипов и ценностей, регулирующих жизнь общества, на процесс производства и продвижения медицинских услуг на рынок. Оказание медицинских услуг требует их адаптации к национальным рынкам, к неформальным институтам культурного характера. Институциональные изменения оказывают существенное влияние не только на рынок медицинских услуг, но и на предприятия, предоставляющие медицинские услуги, и на поведение потребителей.

Развитие сферы услуг выявило проблемы функционирования рынка медицинских услуг в современной экономике России. Несмотря на то, что отмечается возрастание спроса на новые виды медицинских услуг, предложение медицинских услуг на российском рынке характеризуется однообразием и достаточно низким качеством, углубляются диспропорции в развитии отдельных видов медицинских услуг. Противоречия рынка медицинских услуг в России связаны с сокращением доли тех медицинских услуг, которые связаны с развитием человека как личности, с возможностью его самосовершенствования и самореализации.

Сфера медицинских услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики, что делает представленное исследование своевременным и актуальным.

Таким образом, возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику, а также существующие противоречия в развитии сферы нематериальных услуг требуют подробного анализа институционально-экономической структуры рынка медицинских услуг, тенденции его развития и направлений согласования интересов его разнородных субъектов.

С учетом вышеизложенного целью исследования является исследование процессов формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг.

Задачи исследования: в соответствие с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:

дать содержательную характеристику медицинской услуги как объекта экономики услуг;

уточнить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента рынка нематериальных услуг; выявить общие и особенные характеристики рынка медицинских услуг;

проанализировать субъектную структуру рынка медицинских услуг и выявить специфику их интересов;

рассмотреть модели рынка медицинских услуг в зависимости от типов покупателей и производителей, механизма финансирования;

раскрыть основные тенденции развития рынка медицинских услуг в условиях интернационализации и глобализации экономики;

сформулировать рекомендации по наиболее эффективной реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг.

    Интересное по теме

    Рынок ценных бумаг и его роль в экономике
    Рынок ценных бумаг представляет собой рынок, в котором в качестве то варов присутствуют ценные бумаги. В современное время произошло много важных изменений в организационной структуре рынка ценных бумаг, его функциональном механизме. Главной функцией рынка ценных бумаг явля ...

    Разработка бизнес-плана модернизации производства метанола ОАО Щекиноазот
    « ..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению кото ...

    Реструктуризация компаний

    В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

    Сдельная
    оплата труда

    Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

    Собственность
    на землю

    Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.