Рынок детской одежды

Годовой оборот российского рынка детских товаров и услуг, по оценкам экспертов, колеблется в пределах $7-8 млрд. и растет на 25% в год. Значительная часть этого оборота приходится на производство и реализацию детской одежды. Объем рынка детской одежды по приблизительным оценкам составляет более $3 млрд.

Рост рынка детских товаров происходит как за счет увеличения количества покупателей, так и за счет увеличения стоимости покупок - cредние затраты на одну вещь из детской одежды выросли за последние годы на 50%. На детскую одежду родители тратят в течение года более 10 тыс. руб. на каждого ребенка. Основными факторами, повышающими спрос на детскую одежду, являются: повышение благосостояния населения; дифференциация товаров по стоимости и объёму для разных групп потребителей с одновременно проводимой целевой имиджевой рекламой; применение новых технологий конструирования, производства и отделки одежды, а также новых высокотехнологичных тканей.

К детской одежде всегда предъявляются значительно большие требования, чем к взрослой. При создании одежды для детей специалисты учитывают физические нормы развития ребенка, его психологическое и нравственное состояние по отношению к моде, соображения практичности и удобства.

Сейчас в России насчитывается более 30 млн. детей. Несмотря на бурный рост и большой потенциал рынка детской одежды, эксперты считают, что этот рынок развит недостаточно. Это происходит потому, что львиная доля детской одежды приобретается на вещевых рынках, и перемещение покупателей в цивилизованные магазины происходит медленно. В первую очередь это связано с психологией покупателя: многие родители считают, что ребенок быстро вырастет, и что нет нужды покупать ему более дорогую одежду в магазине. Хотя в больших городах, с появлением сетевых детских магазинов и гипермаркетов, имеющих в своем ассортименте и детскую одежду, ситуация начинает меняться в пользу магазинов. Сегодня в родительском отношении к одежде их детей происходит перелом. Традиционное "лишь бы было тепло " сменяется поиском "красивее" и "поприличнее". Особенно при покупке подростковой одежды для детей 7-14 лет родители все чаще руководствуются желанием видеть своего ребенка хорошо, модно одетым. Это говорит о росте культуры потребления. И выбор в магазинах есть, и даже проходят специализированные выставки детской моды. Ассортимент одежды для детей практически ничем не уступает одежде для взрослых. В магазинах представлено огромное количество марок иностранных и отечественных производителей - от доступных до элитных.

Розницу по продаже детской одежды можно разделить на 3 неравные части. Первая - бутики с качественными импортными товарами, где клиенты редко оставляют за один заход меньше 1,5-2 тыс. руб. в стремлении приодеть своего ребенка. Отечественный покупатель почти не отличается по своим запросам от немецких или английских пап и мам, за исключением среднестатистической толщины кошелька. Но почти все ассортиментные линейки западных производителей тем не менее рассчитаны на потребителя с западным доходом, и, пытаясь вывести детский товар на рынок, продавцам приходится очень и очень тщательно взвешивать соотношение "цена - качество" по каждой предлагаемой позиции. Вторая - магазины, торгующие продукцией среднего ценового сегмента, в том числе отечественных производителей. Сегодня сюда тянется гораздо большая часть родителей, покупающих детям товары отечественных производителей. Проведенный среди молодых мам мини-опрос показал, что 7 из 10 предпочитают одевать ребятишек в российские вещи. А на вещевых рынках продукция дешевле порой на 10-30%, поэтому многие родители по-прежнему предпочитают одевать своих детей на рынках.

Рынок детской одежды, так же как и "взрослый", можно условно разделить на ценовые сегменты: низкий, средний и высокий. Цены на детскую одежду колеблются от $5 в низком и до $100 и выше в премиальном сегменте. Покупателей группы нижнего сегмента при выборе одежды интересует прежде всего цена. В среднем сегменте покупатель тщательно взвешивает соотношение цены и качества. В верхнем сегменте, кроме показателя "цена-качество", появляется понятие бренда.

В низком ценовом сегменте, на который приходится до 85% рынка, господствуют товары турецкого и китайского производства, представленные на вещевых рынках и специализированных детских ярмарках. Особенно это касается востока страны. Эта ситуация в принципе предопределена и обусловлена размерами и географическим положением России. Все, что за Уралом, кажется европейским импортерам и производителям центральной России очень далеким. И у отечественных производителей детских товаров нет стимула развивать производство: импорт контейнерами выгоднее, дешевле, да и само производство строится целиком и полностью на использовании импортных комплектующих (ткани, фурнитура, упаковка и т.д.). Наиболее яркие представители отечественной промышленности в этом сегменте - компании "Глория Джинс" и "Арктика".

Около 10% рынка приходится на средний сегмент. Маленькая доля детской одежды среднего ценового сегмента объясняется тем, что пока средний класс в нашей стране не очень многочислен, и, соответственно, мал сегмент товаров "для среднего класса", потребителями которого они являются. Одежда среднего ценового уровня представлена огромным многообразием марок и брендов как иностранных, так и российских производителей. Среди импортных марок этого ценового сегмента это такие марки как Sela, Neonato, LC Wikiki, Coccodrillo и более дорогие Mothercare, Beba Kids, Mexx, Benetton разных стран: Турция, Китай, Польша, Сербия, Черногория, Италия, Испания, Дания. Российские производители также стремятся занять именно эту, наиболее привлекательную для них среднюю нишу: это такие российские бренды как "Глория Джинс", "Этти Детти", "Оранжевый верблюд", Dazzle, "Юнистайл", "Арктилайн", "Нахаленок", "Ярко" и другие.

Премиальный ценовой сегмент полностью оккупирован иностранцами. Эксперты считают, что покупать роскошные наряды детям россияне уже начали, потому что, наконец, отступили от традиционного принципа "все лучшее - детям, но подешевле". Теперь появилась новая тенденция: детей стараются одевать либо в "едином стилевом решении" с родителями, либо покупать детские элитные бренды. По приблизительным оценкам, наиболее дорогой сегмент рынка вырос за год на 20%, составив 5% от общего рынка. По данным исследований компании КОМКОН, в Москве качественную детскую одежду предпочитают покупать больше трети жителей. Однако участники рынка, работающие в премиальном сегменте, отмечают, что уже можно говорить о конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге. Многие сети предлагают товары в кредит, и уже практически повсеместно распространены распродажи, где товары можно купить со скидкой в 50-70%.

На рынке дорогой и очень дорогой детской одежды много итальянских товаров. Несмотря на разницу менталитетов, климата и уровня жизни, российские вкусы во многом совпадают с итальянскими: есть желание, чтобы дети были одеты ярко, стильно, и даже шикарно. Во французской детской одежде все изысканно, креативно - это радует глаз.

Россия переживает бэби-бум - сейчас в нашей стране насчитывается около 30 млн. детей в возрасте до 16 лет. По данным аналитического центра, за последние 4 года доля покупателей детской одежды в России выросла с 3% до 7% от всего населения страны. Россияне стали чаще покупать детскую одежду и потому, что в стране увеличилось число женщин детородного возраста. Еще одна очевидная причина позитивной динамики рынка детской одежды - правильная демографическая политика государства, рост доходов населения. По данным маркетинговых исследований, в России расходы на детскую одежду и обувь составляют в среднем около 16% от всех семейных расходов. Этот показатель примерно равен расходам на одежду и обувь для взрослых.

Немаловажным фактором становится в последнее время также специфика мест продажи - нередко динамика продаж напрямую зависит от того, находится ли магазин в отдельном здании либо расположен в торговом центре. Причем в основном о магазине для покупки детской одежды либо узнают от знакомых, либо идут в него, потому, что он рядом с домом. Ужесточение требований со стороны покупателей заставляет розничных операторов пересматривать стратегии развития и уделять внимание местоположению и формату магазина, его маркетинговой поддержке.

Несмотря на то, что основной упор в детских магазинах принято делать на маленьких покупателей, по словам операторов рынка, перед ними стоит задача понравиться как детям, так и их родителям. При разработке интерьера, выборе цвета и оборудования для магазина необходимо учитывать интересы обеих групп покупателей, и любой перекос в ту или другую сторону влияет на снижение уровня покупок. Сегодня детские магазины одежды реже используют общепринятый ранее принцип "поставь на полку десяток игрушек - привлечешь внимание детей", отдавая предпочтение грамотному проектированию торгового зала, оформлению витрин и организации специальной игровой зоны. Все чаще применяются необычные элементы оформления интерьера (игрушечная железная дорога на потолке магазина, качели), динамичная подсветка зала, контрастное сочетание подсветки. Для взрослых посетителей детских магазинов оформляются всевозможные указатели, производится выделение на стеллажах хитовых позиций одежды, работают консультанты. Несмотря на то, что жесткой конкуренции между розничниками на рынке детской одежды нет и конкурировать приходится в основном с торговлей на рынках, обеспечить лидерство смогут те компании, которые сейчас начали развивать новые форматы розничной торговли, позиционируясь в качестве магазинов комплексной покупки.

Среди основных тенденций рынка детской одежды можно выделить возросшие требования потребителей к качеству. Если несколько лет назад основным критерием покупки была цена, то сегодня потребители все больше внимания уделяют тканям, удобству и практичности детской одежды. Кроме того, растет количество родителей, которые хотят одевать своих детей модно. При этом наиболее значимые факторы, влияющие на принятие решения о покупке, это страна-производитель товара и известность марки.

Рынок детской одежды в России, несмотря на свою стихийность и некоторую неорганизованность, полностью заполнен и даже перенасыщен во всех ценовых и возрастных сегментах. Он может похвастаться большим разнообразием брендовой, трендовой и немарочной детской одежды. Конечно, этот рынок состоялся в основном благодаря импорту детской одежды, но в последние 2-3 года все-таки российские производители начинают понимать, что на этом рынке можно не только построить выгодный бизнес, но и создать собственный российский бренд. Постепенно все увеличивающаяся конкуренция делает рынок детской одежды более цивилизованным, приближая его к европейскому стандарту. Ужесточаются требования покупателей к розничным магазинам, а те, в свою очередь, требуют более серьезной маркетинговой и рекламной поддержки от производителей и их представителей в России.

    Интересное по теме

    Прибыль и факторы, ее определяющие. Роль прибыли в развитии экономики
    Актуальность темы исследования. В рыночной экономике экономическая категория «прибыль» занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи и выступая в качестве основной цели предпринимательской деятельности. Прибыль (положительный финансовый результат) яв ...

    Расчет себестоимости изделия
    Себестоимость - важнейший показатель для анализа с целью повышения эффективности производства. Анализ может выполняться в нескольких разрезах. Например, все расходы делят на переменные (которые зависят от объема выпуска продукции) и постоянные (или условно-постоянные, которые в рамках неко ...

    Реструктуризация компаний

    В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

    Сдельная
    оплата труда

    Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

    Собственность
    на землю

    Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.