Проблемы экономической ренты и пути их решения

Проблема разработки теоретико-методологических основ и прикладных аспектов формирования в условиях рыночной экономики рентной политики относится не только к очень сложных, многоаспектных и межотраслевых проблем, но и к недостаточно исследованных. За годы осуществления в нашей стране социально-экономических преобразований и рыночных реформ рентная проблематика продолжает оставаться вне поля зрения ученых и экономистов-теоретиков, несмотря на ее актуальность.

Модернизация экономики, которая основана, исходя из оценки современных тенденций и реальных возможностей, станет невозможной без внедрения научно обоснованной системы рентных отношений и приведения этой важной составляющей государственной политики в соответствии с требованиями рынка и устойчивого развития экономики. На основе рентных отношений, как установлено исследованиями, создаваться благоприятные условия для рационального использования экономического капитала, природных ресурсов, инновационного потенциала, более выгодного вложения средств в различные виды деятельности, и через получение определенной отдачи, для поддержания необходимого уровня социально-экономического роста. Это будет достигаться прежде всего благодаря рациональной организации производства, повышения эффективности распределения и перераспределения рентных доходов, улучшение использования инновационных возможностей и адаптации отраслей экономики к системе международного разделения труда.

Природоресурсная и экономическая рентная составляющая народнохозяйственной прибыли за действующих финансово-экономических механизмов значительной степени теряется для государства. Существенная часть дохода от эксплуатации природных ресурсов и экономического потенциала в современных условиях не поступает в государственный и местные бюджеты. Прежде она фактически присваивается непроизводственными субъектами предпринимательской деятельности (различными посредническими или финансовыми структурами). Неразвитость экономического механизма формирования и реализации рентного дохода вращается в итоге огромными цифрами бюджетных недооплат. Около 80% ежегодных финансовых потоков, которые формируются в результате использования природно-ресурсного потенциала России фактически не контролируются государством и обходят бюджеты, не будучи охваченными соответствующими платежами.

В целом созданная в России система рентного регулирования в сфере природопользования и экологического налогообложения не обеспечили устойчивого прогресса в мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов, а также целевого направления средств на осуществление природоохранной деятельности. Они оказались малоэффективными и как механизм стимулирования этой деятельности. Современный механизм платежей и сборов за использование природных ресурсов, построенных на рентной основе, не адекватно отражает реальные экологические потери общества и не создает достаточной базы природоохранной деятельности. Это негативно влияет на экономику, деформируя процессы ее структурной перестройки, поскольку участники инвестиционной деятельности в таких экономических условиях склонны выбирать энерго и ресурсоемкие проекты. В связи одной из важнейших задач рентной политики является совершенствование механизмов и нормативной базы платности на основе объективных рентных оценок и обеспечения более адекватного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природно-ресурсного потенциала.

Модернизация экономики по природно-ресурсной сфере, на основе совершенствования рентных отношений требует прежде всего утверждения национальной идеологии и разработки концептуальных основ стратегии, которые позволили бы сбалансировать социальные, экономические и экологические факторы, определить и обеспечить оптимальные векторы дальнейшего роста, сконцентрировать национальные усилия для экономического прорыва на базе не догоняющей, что происходило в условиях планово-регулируемой экономики, а опережающей конкурентоспособной экономики.

Нужна новая, более совершенная модель рентной политики, применение которой способствовало бы выходу отраслевых структур экономики из кризисного состояния и дальнейшего развития. Такая модель, по нашему убеждению, должна базироваться на научно обоснованных рыночных рычагах хозяйствования, государственно-регулирующих механизмах налогообложения, нормативно-правовых основах, соответствующем институциональном обеспечении и инновационных процессах, происходящих в рентоносных отраслях экономики.

Рентная природно-ресурсная политика не может эффективно работать и без соответствующего институционального обеспечения отраслей экономики, без учета тенденций развития природно-ресурсной сферы и инновационных процессов, происходящих в рентоносных отраслях экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. Как свидетельствует мировой опыт, инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы. По сути, они определяют будущее страны в цел ...

Разработка плана производственно-экономической деятельности железнодорожной станции
бюджет затраты железнодорожный станция Стратегия развития транспортной инфраструктуры страны стала главной темой Второго съезда железнодорожников, который открылся в Москве. В его работе принимают участие представители "РЖД", руководители частных компаний, которые з ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.