Использование маржинальной концепции для принятия решений по ценообразованию

Цель анализа безубыточности (Cost-volume-profit analysis) или CVP-анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение короткого периода, когда выход продукции предприятия ограничен уровнем имеющихся в настоящее время в ее распоряжении действующих производственных мощностей.

Необходимо помнить, что:

переменные затраты и продажная цена (и следовательно маржинальный доход) за единицу, как предполагается, не зависят от уровня производства;

постоянные затраты, неменяющиеся при изменении уровня производства, меняются в расчете на единицу, так как при изменении уровня производства постоянные расходы распределяются на большее (или меньшее) число единиц продукции. Так как постоянные затраты на единицу продукции изменяются с уровнем производства, то прибыль на единицу должна также изменяться.

Поэтому CVP-анализ всегда основан на маржинальном доходе на единицу и никогда на прибыли на единицу потому, что прибыль на единицу изменяется каждый раз, как производится больше или меньше изделий.анализ может быть использован для расчета точки безубыточности.

Точка безубыточности - это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли ни убытков.

Прибыль (убыток) - это разница между маржинальным доходом (контрибуцией) и постоянными расходами. Таким образом, точка безубыточности находится там, где маржинальный доход равен постоянным затратам. Имеем следующие соотношения:

Маржинальный доход (МД) = Цена (Ц) - Перемен. затраты (ПерЗ)

СовокупныйМД (СМД) = Объем Ч МД = Объем Ч (Ц - ПерЗ) (2)

СМД = Постоянные затраты (ПостЗ) + Прибыль (П)

Соотношение маржинального дохода и объема реализации представляет собой формулу:

Отношение маржинального дохода к реализации (CSR) = (3)

Маржинальный доход/Объем реализации

Разница между плановым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности называется маржой безопасности (рис. 2.7).

Преимущество графика маржинального дохода как способа представления данных в том, что маржинальный доход на графике выделен и равен расстоянию между линией дохода и линией переменных издержек (рис. 2.8).

Рис. 1.7 Маржа безопасности

Рис. 1.8 График маржинального дохода

Маржа безопасности показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем компания понесет убытки. С другой стороны, маржу безопасности можно выразить в процентах, исходя из следующего соотношения:

Маржа безопасности (%) = (Объем ожидаемой реализации - Объем (4)

безубыточной реализации)/Объем ожидаемой реализации

Значимость маржинального анализа состоит в оценке и обосновании эффективности управленческих решений на основе детального изучения взаимосвязи между тремя основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации - объемом продаж, издержками обращения и прибылью. Маржинальный анализ позволяет:

определить точку безубыточности экономического субъекта при существующих внутренних и внешних условиях, а также при секвестировании отдельных статей расходов с позиции оптимального количества и цены продаж;

оптимизировать издержки обращения и выявить отклонения от действующих норм и стандартов;

упорядочить учетную и отчетную документацию;

обеспечить достоверность и «прозрачность» расходов по направлениям деятельности и бизнес-единицам;

контролировать затраты по направлениям деятельности и бизнес-единицам;

повысить оперативность принятия управленческих решений;

создать основу для внедрения в организации управленческого учета и бюджетирования;

определить пороговые значения индикаторов для оценки уровня социально-экономической самодостаточности хозяйствующего субъекта.

В практике маржинального анализа экономистами выделяются несколько показателей эффективности сбыта, основными из которых являются: торговая наценка, маржинальная рентабельность, рентабельность валовой и чистой прибыли. В этой связи возникает достаточно объективный вопрос, какой показатель является критерием эффективности деятельности организации?

Таковым является маржинальная рентабельность, рассчитывают которую как отношение величины маржинального дохода к сумме реализации за отчетный период.

Маржинальный доход определяется как разница между товарооборотом организации и ее переменными издержками обращения. К переменным издержкам обращения относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж. Если же убрать из товарооборота переменные издержки обращения, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, маржинальный доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность хозяйствующего субъекта.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Производственный потенциал промышленного предприятия
В настоящее время стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП и обеспечении технологической безопасности экономики России. Промышленный потенциал страны в современных условиях все в большей степени определ ...

Разработка основных показателей деятельности предприятия (на примере ЗАО Лилия)
Экономика - совокупность производственных отношений. Научное определение Экономике и её места в развитии общества впервые дано К. Марксом: "Совокупность. производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юрид ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.