Понятие конкуренции

Доминирующее представление о конкуренции в советской науке сводилось к острому конфликту: производители товаров и услуг борются друг с другом на смерть, а наёмные работники, в противостоянии им, идут на баррикады в целях отобрать власть революционным путём. В соперничестве между товаропроизводителями отказывались видеть стимулы к экономическому развитию. Надо отметить, что конкуренция всё же присутствовала в советский период и называлась «социалистическое соревнование». В эту концепцию входила система оценки эффективности производства, где не было проигравших, а победители были номинальными, причем поощрения не всегда выражались материально.

В период перестройки представление о конкуренции в российской науке резко изменилось в связи с экономическими преобразованиями и переходом на рыночные отношения. С конца 80-х годов, трактовка понятия «конкуренция» определяется в рамках социализма и называется «здоровой конкуренцией». С 90-х годов, такие категории как «совершенная конкуренция», «несовершенная конкуренция», «олигополия» были приняты российскими экономистами для описания экономики страны. Переход от плановой к рыночной экономике отмечается, прежде всего, свободной конкуренцией производителей товаров и услуг [17].

Важно понимать, что конкуренция является закономерной формой деятельности предприятий в рыночной экономике. В потребительском представлении, конкуренция - инструмент роста потребления, мотор развития общества. В конкурентной борьбе одни организации занимают главенствующее положение, таким образом вытесняя другие, проигрывающие. Потребитель только выигрывает за счёт снижения цен, более высокого сервиса и большего разнообразия продукции на рынке [26].

Остановимся на факторе влияния среды на конкуренцию, т.е. на структуре рынка, где работает производитель. В экономической науке выделяют следующие типы рынка:

Совершенная конкуренция - множество продавцов и покупателей недифференцированного товара или услуг. Отдельные предприятия не способны влиять на рыночные цены.

Монополистическая конкуренция - множество продавцов и покупателей, но предлагаемый товар или услуга неидентичные, т.е. дифференцированы. Это даёт возможность производителям конкурировать по свойствам товаров, важным для потребителя.

Олигополистическая конкуренция - несколько производителей предлагают идентичный или схожий товар или услугу. На этом рынке предприятия конкурируют за счёт технологических и организационных факторов, наличия капитала и маркетинговых стратегий.

Чистая монополия - один производитель, поэтому здесь уместно говорить об отсутствие конкуренции [16]

Интенсивность рыночной конкуренции варьируется в зависимости от следующих четырёх факторов:

Взаимосвязь на рынке - т.е. насколько тесно предприятия борются за одного и того же потребителя.

Уровень дифференциации товара.

Размеры и число конкурентов на рынке. Некоторые области, к примеру производство электроэнергии, являются естественными монополиями. Напротив другие, как парикмахерские услуги, ближе подходят к рынку совершенной конкуренции.

Стратегическое расстояние между конкурентами, т.е. разные стратегические подходы, влияющие на конкуренцию. Так, области с большим стратегическим расстоянием по ценообразованию, технологии или узнаванию по бренду характеризуются более слабой конкуренцией.

Также как и конкуренция, конкурентоспособность товара или услуг - это рыночная категория, отражающая конкурентность, одну из важнейших характеристик рынка [24]. Цели исследования в области конкуренции сосредоточены на необходимости предприятия занять превосходящую позицию на рынке.

Интересное по теме

Пути улучшения использования производственной мощности предприятия
Важнейшим оценочным критерием производственного потенциала каждого предприятия является его производственная мощность. Для отдельных предприятий и предпринимателей показатели производственной мощности и ее использования служат основой в управлении производством, финанса ...

Расчет эффективности реконструкции установки Ф–36ТП
реконструкция производственная мощность оборудование Цель курсовой работы состоит в расчете технико-экономических показателей установки и экономической эффективности реконструкции. Исходными данными к курсовой работе являются: · отчет о переработке нефти и нефтепродуктов н ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.