Сущность и понятие конкурентоспособности услуг

Конкурентоспособность продукции определяется способностью товара или услуги соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период [14]. Для более полной формулировки понятия «конкурентоспособность» необходимо остановиться на ее особенностях. Первое, конкурентоспособность товара или услуг характеризуется динамичностью, т.к. содержание этого термина меняется в зависимости от условий рынка, изменения потребностей, платежеспособности потребителя. Вместе с этим, поскольку требования, предъявляемые к товару, могут быть различными у каждого покупателя, конкурентоспособность носит и индивидуальный оттенок.

Второй особенностью конкурентоспособности является вариативность. Предприятия, достигшие конкурентоспособности, могут быстро потерять это качество в связи с изменениями на рынке. Из этого следует, что необходимо уточнение рассматриваемого термина: «конкурентоспособность» рассчитана на длительный временной отрезок. Исследователи теории конкуренции Свирч и Спенсер определяют конкурентоспособность как особую позицию, выработанную предприятием по отношению к своим конкурентам, позволяющую постоянно превосходить их [13]. В работах другого автора Барни также подчёркивается важность «долговременной конкурентоспособности». Более того, ее главным элементом является исключение создания дубликатов товара со стороны конкурентов. Он отмечает, что фирма имеет длительное конкурентное преимущество при соблюдении двух условий:

производственная стратегия предприятия не применяется сегодняшними или потенциальными конкурентами и

фирмы-соперники не способны имитировать лучшие стороны следуемой стратегии.

Третье, любая услуга имеет множество характеристик, между тем как конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые являются приоритетными для заказчика и удовлетворяют определённую потребность. Все остальные характеристики товара не представляют интереса для достижения конкурентоспособности и не раскрывают сущность этого понятия. При сравнении конкурентоспособности продукции разных предприятий, либо одного предприятия в разный временной период, оценивается соответствие их параметров потребностям заказчика.

Четвертое, «конкурентоспособность» - понятие комплексное ввиду того, что существует несколько уровней конкурентного преимущества. Именно совокупность факторов конкурентного преимущества и определяет конкурентоспособность товара [18]. При этом факторы, влияющие на конкурентоспособность, могут быть:

внешними, зависящими от условий рынка, конкурентной продукции и

внутренними, определяющими стратегию предприятия по ценам, рекламе, логистике, обслуживанию и другим параметрам.

Конкурентная стратегия предприятия формируется на базе учета трех взаимосвязанных элементов:

конкурентоспособности продукции;

конкурентоспособности предприятия-изготовителя;

характеристик рынка.

Из них наиболее важным является конкурентоспособность продукции. Она определяется как сочетание потребительской стоимости товара (его полезности для потребителя) и стоимости потребления (цены товара), которое обеспечивает предприятию успех на рынке по сравнению с такими же товарами других производителей. Причем, чем выше потребительские характеристики предлагаемой изготовителем продукции и ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность [33].

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Разработка проекта развития франчайзинга в корпорации (на примере ООО Астра)
Данная работа посвящена особой форме организации бизнеса - франчайзингу, при которой одна компания передает право на ведение бизнеса под своей торговой маркой другой компании. Актуальность темы "Разработка проекта развития франчайзинга в корпорации" подтверждает ...

Составление годового плана деятельности автотранспортного предприятия
В настоящее время планирование деятельности автотранспортного предприятия является важной основой его развития, так как каждое предприятия самостоятельно решает, какие услуги и в каких количествах оказывать. Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящи ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.