Факторы повышения конкурентоспособности услуг

Специалист в области достижения конкурентного преимущества Майкл Портер предлагает считать ромб с благоприятными факторами сигналом конкурентоспособности любой области [27].

Рисунок 1.2.1 Факторы конкурентоспособности

Кроме того, Портер выделяет государственную политику и удачное стечение обстоятельств как внешние факторы, влияющие на рынок. Государственные дотации на образование способствуют достижению конкурентоспособности, изменяя качество и количество факторов производства.

Одним из механизмов обеспечения конкурентоспособности, а следовательно и качества услуги, является маркетинг. Данный подход к понятию качества, где его концептуализация идет со стороны потребителя услуги, является инновационным.

Обеспечение конкурентоспособности услуг в целом определяют два основных фактора:

неценовой - в первую очередь, качество и стандартизация

ценовой - стоимость услуги.

Неценовые факторы не имеют прямой связи с изменением уровня цен на услуги, но направлены на увеличение конкурентных преимуществ учреждения и добавочной ценности - уникального предложения не обязательно затратного характера.

Когда основной упор делается на ценовые факторы, непременно имеет место снижение уникальности предлагаемого товара (услуги). Тем самым, стоимость услуги в этом случае является главным критерием выбора места учебы среди других учреждений-конкурентов. Такое положение нельзя назвать перспективным, ибо как только конкуренты снижают цены, спрос на услуги рассматриваемой организации снижается.

В общем, между долей продукции предприятия на рынке, являющейся результатом конкурентной борьбы в предыдущий период, и конкурентоспособностью наблюдается прямая зависимость. Для промышленных, торговых и финансовых предприятий выделяют также относительную динамику изменения доли предприятия на рынке как дополнительный показатель конкурентоспособности [20]. Ни одна из этих двух величин не подходит к рынку услуг, так как нелогично считать, что организация, производящая услуги, способна обслуживать миллионы людей одновременно.

Методы конкурентных действий, успешное использование которых является признаком конкурентного преимущества, принято разделять на несколько групп. Применимо к услугам можно выделить следующие группы факторов:

• методы обеспечения конкурентоспособности за счет улучшения различных потребительских характеристик и повышения потребительской ценности услуг (дифференциация услуги);

• методы поддержания имеющегося уровня конкурентоспособности и вхождение в новые цепочки ценностей;

• методы влияния на существующих и потенциальных конкурентов;

• методы поддержания и повышения конкурентоспособности в рамках общественной ценности.

Первая группа конкурентных действий. В качестве неценового метода конкурентных действий, дифференциацию можно разбить на следующие три подгруппы:

• дифференциация товара с ориентацией на текущий неудовлетворенный спрос и перспективный прогноз услуг, т.е. внедрение новых типов услуг;

• дифференциация потребительских свойств уже существующей услуги;

• дифференциация каналов сбыта услуги - привлечение новых категорий потребителей. Приемы конкурентного поведения включают в себя: 1) поворот каналов сбыта «навстречу потребителям и (2) создание сетей сбыта услуги «по приглашению».

В любом случае, дифференциация приводит к количественному увеличению сегментов рынка, а значит и к расширению видов применяемых конкурентных преимуществ. При игнорировании уникальных свойств услуги, отличных от клиентов, события будут развиваться по схеме, представленной на рисунке 1.2.2.

Рис. 1.2.2 Последствия потери уникальности услуги

При производстве услуг наиболее важным показателем является качество, его неценовые характеристики. Экономическая устойчивость вуза определяется таким состоянием его ресурсов, при котором не наблюдается понижение качества образовательной услуги при адаптации к динамичной среде и вследствие внутренних преобразований [21].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Разработка инвестиционного проекта предприятия по производству мебели
Курсовая работа представляет собой учебную разработку инвестиционного проекта предприятия по производству мебели. Для того, чтобы убедить инвесторов, акционеров осуществить проект, а кредитную организацию (банк) выдать необходимый кредит, нужно доказать его выгодность на ...

Составление бизнес-плана по производству пиццы ООО Три пекаря
Представленный бизнес-план - это проект производства пиццы, целью деятельности которого будет являться обеспечение населения Абакана, а впоследствии всей Хакасии качественной и вкусной пиццей. Данный проект является перспективным по нескольким причинам: во-первых, общая ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.