Становление антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Значительный рост слияний и поглощений в последнее десятилетие прошлого века побудило многие страны к принятию законодательства, касающегося контроля над экономической концентрацией. Если в начале 90-х гг. всего 20 стран имели такую законодательную базу, то в настоящее время почти 100 государств (в том числе Южной Америки, Азии и Восточной Европы) располагают антимонопольным законодательством и активно его применяют.

По мнению белорусских специалистов, антимонопольное регулирование - это реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов [11, с.18].

В развитии антимонопольного законодательства Беларуси целесообразно выделить три основных этапа (приложение А).

Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), в который трижды (2000, 2002, 2008 гг.) вносились изменения и дополнения [12].

Принятие в 1992 г. антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда ещё не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику его правоприменения. Антимонопольный закон вполне можно поставить в один ряд с таким важнейшим и вызвавшим широкую научную дискуссию законодательным актом, как закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (1991 г.). Эти законодательные акты свидетельствовали о начале качественных, во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.

В 2000-2004 гг., когда стало понятно, что радикальные рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения в законодательстве были направлены на проведение более жесткой политики по отношению к субъектам хозяйствования, имеющим возможность устанавливать монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных цен и формы ценовых соглашений, сформирован реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, регламентирована организация проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

К числу недостатков редакции Закона, принятой в 2002 г., следует отнести:

­ исключение из ст. 1 определения понятия «органы управления»;

­ исключение запрета на образование союзов, ассоциаций, концернов и других структур управления, имеющих целью результатом монополизацию производства или реализацию товаров;

­ отсутствие понятия «группа лиц» и «аффинированные лица»;

­ введение понятия «стандартная сделка», необходимость которого для реализации антимонопольной политики ничем не обоснована;

­ сохранение формулировок статей 2 и 3, в соответствии с которыми монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов других государств на территории Беларуси регламентируется межгосударственными договорами.

Период с 2006 г. по настоящее время можно назвать третьим этапом развития антимонопольного регулирования. В нём ещё очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введён перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. Однако до настоящего времени не получили законодательного закрепления нормы ответственности, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг.

Значительное место в системе антимонопольного регулирования принадлежит также законам «О защите прав потребителей» и «О рекламе». Данные правовые акты имеют большое значение для формирования традиций добросовестной конкуренции на рынках республики и так же, как и антимонопольный закон, нуждаются в существенной доработке [13, с.15].

Интересное по теме

Расчет объемных и качественных показателей работы сортировочной станции
Железнодорожный транспорт как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой (ПЭСС) со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт со стороны ...

Расчет технико-экономических показателей деятельности организации на примере информационно-вычислительного центра
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ценообразования экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точност ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.