Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. (последняя редакция от 02.12.2002 г.) в области экономической концентрации предусматривается государственный контроль:

- за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

- за сделками и акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Нами рассматривается первый вид государственного контроля - наиболее распространенный в Республике Беларусь.

Законом предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и усиления доминирующего положения на товарных рынках Республики Беларусь антимонопольные органы (Департамент ценовой политики Министерства экономики и управления (отделы) ценообразования облисполкомов (Мингорисполкома)) осуществляют государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциации и других объединений хозяйствующих субъектов, а также за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения.

Таким образом, по законодательству Республики Беларусь контролю подвергается любое объединение хозяйствующих субъектов.

Создание, государственная регистрация и реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется только после получения согласия антимонопольного органа. Причем понятные и точные критерии, устанавливающие случаи согласия антимонопольных органов на создание объединения, отсутствуют. Для получения согласия учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующим товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, а также иные документы, перечень которых устанавливается антимонопольным органом.

К ограничению и устранению конкуренции могут также привести сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов, поэтому второй составляющей антимонопольного контроля является совершение таких сделок, которое осуществляется путём обязательного согласования с антимонопольным органом в случаях, предусмотренных статьёй 12 закона. Для получения согласия на совершение указанных выше сделок в антимонопольный орган направляется ходатайство, которое включает сведения, позволяющие определить условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности [14].

Согласно закону, антимонопольный орган вправе принять решение об отклонении ходатайства, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, или об удовлетворении ходатайства в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции.

Законодательство не разграничивает объединения по видам и типам, одинаково действует как в случае объединения юридических лиц, так и при договорных отношениях хозяйствующих субъектов. Не учитывается тот факт, что разные объединения приводят к различным правовым и экономическим последствиям.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Состояние и перспективы развития внешнеэкономического комплекса
В условиях глобализирующегося мира все более важное значение в экономическом развитии стран приобретает участие в мирохозяйственных связях. Основной формой таких связей является внешняя торговля, включающая торговлю товарами, услугами, правами интеллектуальной собственности ...

Расчёт технико-экономических показателей по электроснабжению цеха станков с ЧПУ
Цели и задачи курсовой работы. Переход страны к рыночным отношениям и проводимые реформы обусловили новую ориентацию экономической и финансовой деятельности энергетических предприятий. При этом появилась необходимость решения задач, возникающих в рыночных условиях хозяйственной деятельнос ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.