Цель - развитие добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования всех форм собственности, противодействие несовершенствам и провалам рынка, включая образование монопольных структур, эффективное регулирование деятельности естественных монополий.
Задачи:
- ликвидация барьеров для входа и осуществления предпринимательской деятельности на товарных рынках, недискриминационного доступа субъектов хозяйствования к инфраструктуре;
- совершенствование регулирования деятельности субъектов занимающих доминирующее положение на рынках, субъектов естественных монополий в целях усиления стимулов к снижению затрат и повышению качества производимой ими продукции (предоставляемых услуг);
- развитие государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях и сферах естественных монополий.
Механизмы реализации:
- создание эффективного национального антимонопольного органа;
- гармонизация в 2012-2013 годах законов Республики Беларусь от 10 мая 1999 года ”О ценообразовании“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №37, 2/30), от 10 декабря 1992 года ”О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., №36, ст.569), от 16 декабря 2002 года ”О естественных монополиях“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №1, 2/911) в рамках ратифицированных Соглашений о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий, о единых принципах и правилах конкуренции в целях формирования Единого экономического пространства;
- пресечение фактов запретов и ограничений в отношении перемещения товаров в Республике Беларусь, иных ограничений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продажу, покупку товаров при межобластных поставках на основе Закона Республики Беларусь ”О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции“;
- развитие правовой базы, включая доработку Закона Республики Беларусь ”О естественных монополиях“, обеспечивающей равноправный и прозрачный доступ субъектов хозяйствования к инфраструктуре естественных монополий;
- сокращение масштаба монополизации инфраструктур путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов, что приведет к созданию стимулов для снижения издержек и повышению качества поставляемых товаров и оказываемых услуг;
- внесение изменений в кодексы по вопросам административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляет Министр экономики [20, с.16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная индустриальная и постиндустриальная экономика представляет собой систему крупных хозяйственных структур с разными формами финансово-промышленной интеграции. Интегрированные структуры имеют ряд экономических преимуществ, среди которых - оптимизация производственно-технологических цепочек и кооперационных связей, сокращение объёма оборотных средств на основе организации консолидированного учёта и использования возможностей введения внутренних цен в рамках корпораций, повышение инвестиционной привлекательности компании, облегчение доступа на рынок заемных финансовых ресурсов, увеличение реинвестируемой в производство прибыли. Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики.
Однако обратная сторона процесса концентрации - монополизация рынка и возможность крупных хозяйственных структур диктовать условия. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5
Интересное по теме
Социально-экономический и политический статус региона
Актуальность
темы исследования состоит в том, что современная экономика требует активного
регулирования государством, размещения и регионального развития
производительных сил (территориальное развитие), поскольку они относятся к
крупномасштабным общенациональным целям, которые ...
Создание дизайнерской компании Граффити
Актуальность
данного предприятия по ремонту помещений и отделки фасадов зданий. Это
направление дизайна считается новым. Он считается востребованным и прибыльным
на рынке.
Объектом
бизнес плана является создание предприятия.
Предметом
является рынок дизайнерских усл ...