Правовые аспекты франчайзинга в России

Понятие "франчайзинг" не введено в юридический глоссарий, который используется в действующем законодательстве Российской Федерации. Именно поэтому, говоря о франчайзинге, в правовом смысле необходимо руководствоваться понятиями, заложенными в главе 54 Гражданского кодекса РФ "Коммерческая концессия".

Довольно часто на практике заинтересованные стороны вместо договора коммерческой концессии заключают лицензионный договор на использование результата интеллектуальной деятельности. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах.

Необходимо отметить, что к обоим видам договоров предъявляются следующие требования: заключение договора в письменной форме и обязательная государственная регистрация таких договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Однако, на сегодняшний день большинство франчайзинговых договоров заключается без регистрации в Роспатенте. Таким образом, заключаются договора, которые являются по своей сути ничтожными в соответствии с действующим законодательством и тем самым ставят под вопрос правомерность отчисления любых лицензионных платежей в пользу франчайзера или лицензиара с точки зрения налогового законодательства. Некоторые франчайзеры продают франшизы на объекты интеллектуальной собственности, не зарегистрированные в Роспатенте или зарегистрированные на других правообладателей.

Как правило, основным объектом интеллектуальной собственности, который передается пользователю или лицензиату по договору коммерческой концессии или лицензионному договору, является зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания. Именно зарегистрированный товарный знак является основным средством индивидуализации производимых товаров или оказываемых услуг, поэтому часто именно он является основным компонентом договора, к которому могут быть добавлены и другие объекты, такие как промышленные образцы, объекты авторского права, техническая документация, ноу-хау, полезные модели, изобретения и др.

Довольно часто по одному лицензионному договору или договору коммерческой концессии передаются права на использование нескольких объектов интеллектуальной собственности, в том числе нескольких товарных знаков.

В настоящее время, данное договорное обязательство широко распространено как в зарубежном правопорядке, так и в Российской Федерации. Причем в нашей стране исследуемый институт заимствован из практики предпринимательской деятельности зарубежных государств. Однако в международной практике и зарубежном правопорядке используются другие обозначения: франчайзинг, франшиза.

Необходимо обратить внимание на то, что "вопрос о соотношении договора коммерческой концессии и франчайзинга важен не только в теоретическом, но и практическом смысле. На данный момент нет однозначного ответа, можно ли, опираясь на принцип свободы договора, заключать не только поименованный в ГК РФ договор коммерческой концессии, но и непоименованный в нем договор франчайзинга. Если это разные договоры, то можно ли договор франчайзинга регулировать правилами главы 54 ГК РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО Кодру
Конкурентоспособность - одна из главных составляющих успеха любого предприятия. Конкурентоспособность организации - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потреб ...

Региональная экономика Северо-Кавказского федерального округа
экономический региональный управление Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональн ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.