Перспективы развития Франчайзинга в России

Франчайзинг (коммерческая концессия) становится в России все более популярной формой предпринимательства для нового бизнеса. В особенности такая форма является привлекательной для предприятий малого и среднего бизнеса. Это обусловлено тем, что предприниматель, желающий создать свое дело, хочет уменьшить риски, связанные с открытием фирмы, и получить готовую бизнес-идею, уже выраженную в формате успешного и прибыльного бизнеса. Всю бизес - цепочку по франшизе можно наглядно посмотреть в нескольких уже работающих бизнес-форматах.

У начинающего предпринимателя есть также возможность выбрать между альтернативными франчайзинговыми проектами в той области, в которой он имеет больший опыт или которая ему кажется наиболее интересной с точки зрения получения прибыли или возможностей рынка.

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) создана в целях осуществления успешного развития франчайзинга в России как формы ведения бизнеса. В нее входят франчайзеры, франчайзи и организации поддержки франчайзинга.

Франчайзинг имеет хорошие возможности для распространения в России. Но существует ряд проблем, препятствующих этому. Так как франчайзинг - это экономический инструмент, то он, естественно, требует наличия определённых экономических предпосылок, которых в России пока нет. Или они только ещё начинают формироваться.

К ним относятся:

· нестабильность экономического развития страны, тогда как франчайзинг требует экономической стабильности и предсказуемости.

· отсутствие у большинства предпринимателей нужного стартового капитала. За его неимением, они не могут войти в эту систему. А ведь они - это основа всех франчайзи.

· сложность или невозможность получения кредита на создание стартового капитала.

По определению франчайзинг - это система взаимоотношений, определённая договором и объединяющая экономически независимых людей. Такая система становится инерционной. Она зависит от того, как происходит экономическое развитие России.

За всё время, пока развивается франчайзинг в России, страна развивалась скачкообразными темпами, не стабильно. Менялся спрос на товары и услуги, происходили переделы собственности. Всё это оказывало влияние на франчайзи. Смена владельцев арендуемых помещений, переделы рынков (часто далеко не рыночными методами) - всё это влияло на развитие системы франчайзинга, тормозило и останавливало его.

Также, исходя из определения франчайзинга, видно, что не только франчайзер должен вкладывать средства в развитие системы, но и франчайзи. Если учесть, что франчайзи совершает разовый (паушальный) платёж, то и размер платежа обычно довольно внушителен. Не каждый предприниматель имеет такой стартовый капитал.

Получение такого капитала в виде банковского кредита сталкивается с рядом препятствий:

· уровень прибыльности франчайзи с учётом всех расходов и выплат может оказаться таким, что срок возврата кредита будет большим. Если принять во внимание величину ставок на кредиты, то попытка получения кредита становится невозможным вариантом.

· правовая система, существующая сейчас, и вовсе затрудняет кредитование франчайзи.

Также существуют некоторые правовые проблемы. Они связаны с отсутствием всякого правового сопровождения франчайзинга в России.

Чтобы решить эти проблемы и начать нормальные развитие, необходимо достигнуть трёх целей:

· обеспечить прозрачность всей системы франчайзинга для контролирующих органов.

· создать возможность для удобного и адекватного применения правовых актов для всех участников данной системы.

· обеспечить реальную конкуренцию разных франчайзинговых систем на основе традиционной реализации продукции и услуг.

Необходимо создание Федерального закона

о франчайзинге, который будет не только развивать основные положения ГК РФ, но и включать в себя положения:

· понятие и определение "роялти". На данный момент в ФЗ РФ говорится "О соглашении о разделе продукции" усечено и недоработано, паушальных платежей, характеристик создаваемого в системе франчайзинга рекламного фонда и других понятий.

· в каждом разделе закона дать характеристику и особенности работы по каждому типу франчайзинга.

· создать порядок уступки товарных марок и брендов, товарных знаков и лицензий, патентов и т.д.

· сформулировать основные положения и дефиниции, понятие "франчайзинг", таким образом, чтобы оно совпало с тем понятием, которое используется во всём мире.

· выработать перечень документов, который бы регулировал все этапы создания франчайзинговой системы, вплоть до образцов документов.

Результатом таких действий станет нормальная, эффективная правовая база для предпринимателей, заключающих договор франшизы. По ней они смогли бы регулировать свои взаимоотношения и преодолеть большинство из препятствий.

Также для участников франчайзинговых договоров стоит ввести льготную систему налогообложения. Это вызвано следующими причинами:

· расходы франчайзи увеличены: значительны размеры роялти, отчислений в рекламный фонд, паушальные платежи.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Предыстория экономики первобытное хозяйство
Целью данного реферата является изучение первобытного хозяйства и выявление его особенностей. Для этого необходимо решить ряд задач: 1) изучение литературы, касающейся первобытнообщинного строя, их хозяйства и производства; 2) изучение палеолита; 3) изучение мезолита; 4) из ...

Резервы повышения эффективности работы предприятия (на примере СПК Филипповский)
Актуальность темы курсовой работы «Резервы повышения эффективности работы предприятия» определена тем, что в условиях мирового экономического кризиса и общего нарушения финансовых потоков, выживает только то предприятие, которое может функционировать и на основании собствен ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.