Геополитическая и социально-экономическая характеристика СКФО

Северный Кавказ является стратегическим геополитическим регионом России. В разные исторические периоды эти территории зачастую были нестабильны в политическом, социальном и экономическом отношениях, что во многом было обусловлено малой изученностью перспектив и последствий применяемых методов управления. Соответственно большая часть современных проблем регулирования социальной, экономической, политической и культурной сфер Северного Кавказа, как и многих других территорий России, сформирована вследствие неэффективной организации развития территории. Сегодня нужно с большей ответственностью подходить к избираемым направлениям действия в развитии регионов, повышая качество стратегического планирования и всестороннего обоснования принимаемых решений. К этому же выводу пришли в ходе последнего исследования эксперты проекта «Фронтир»: «Здесь нет простых и бесконфликтных решений. Практически любое несет в себе угрозу конфликта. Причем отсутствие решения тоже несет в себе угрозу. Любой шаг должен быть предельно выверенным».

Ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, в Послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию названа одной из самых серьезных внутриполитических проблем страны: «Ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен. Поэтому решению социально-экономических проблем граждан мы будем уделять первоочередное внимание». Исследователи из международных организацийособенно часто обращаются к теме построения гражданского общества, соблюдения прав человека, развития социальной инфраструктуры Северного Кавказа и роли федерального центра в политической и социальной стабильности на юге России. Международные эксперты связывают безопасность России, Европы, а отчасти и США с успешным демократическим разрешением проблем в этом полиэтничном и многоконфессиональном регионе. «В числе главных задач США, Европы и России - полностью исключить военное вмешательство во внутренние проблемы мусульманского мира, если речь не идет о гуманитарной катастрофе, и предотвращать дальнейшую радикализацию ислама» - считают эксперты Московского центра Карнеги.

Сара Менделсон (сотрудник Центра стратегических и международных исследований) утверждает, что насилие на Северном Кавказе может угрожать международной безопасности: «Я особо встревожена тем, что в различных частях Кавказа ныне наблюдается значительное повышение уровня насилия. Это насилие происходит по разным причинам. Среди них можно назвать и активность джихадистов - имеются явные доказательства связей местных экстремистов с Аль-Каидой. Политика, которую Москва там проводит, в лучшем случае - неясная. Дмитрий Медведев заявил, что ситуация внушает тревогу». Пол Гобл (профессор вашингтонского Института мировой политики) убежден, что обострение террористической угрозы в Республике Дагестан - следствие неэффективной политики властей: «Можно сказать, что в эту республику «перетекли» проблемы, ранее отмечавшиеся в Чечне. Однако многие сложности Дагестана вызваны неадекватными действиями как местных, так и федеральных властей. До тех пор, пока эти ошибки не будут исправлены, сложно ожидать, что уровень насилия понизится».

В целом проблема эффективности государственных мер развития территорий особенно актуальна в свете сохраняющейся экономической отсталости республик Северного Кавказа и нового политического и административного статуса данного макрорегиона. Региональное научное сообщество живо откликнулось на инициативу федерального центра о создании Северо-Кавказского федерального округа, активно включилось в процесс разработки предложений и рекомендаций в области стратегического планирования и механизмов модернизации экономики и общества (Канцеров Р.А., Абдуллаев Ш.-С.О., Садыкова А. М. и другие). Канцеров Р.А. анализирует риски модернизации экономики федерального, субфедерального (на уровне Северо-Кавказского федерального округа) и регионального развития (на примере Карачаево-Черкесской Республики). Определенытенденции в развитии субъектов СКФО по производственно-инвестиционной деятельности. Намечены основные ориентиры модернизационных стратегий развития регионов СКФО в соответствии с конкурентными преимуществами регионов, в том числе создание межрегионального туристско-рекреационного кластера.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Интересное по теме

Предложение мероприятий по увеличению объема выпускаемой продукции, производительности труда, рентабельности и прибыли фирмы
Коэффициент технологических потерь на последней операции b=1% Выпуск продукции: · до реконструкции В=2100000 шт в год · после реконструкции В=2352000 шт в год Цена продукции Ц= 200 руб/шт. Численность основных рабочих Ч=101 чел. Среднемесячная за ...

Ресурсы строительной организации
Строительство как единое целое серьезно влияет на народное хозяйство. Создавая капитал, строители рассредоточивают его по соответствующим отраслям народного хозяйства. Эти изменения приводят к ответной реакции рынка, в результате которой перед строителями возникают новый за ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.