Рынок можно рассматривать как систему отдельных рынков, а каждый из видов рынка будет составлять элемент его структуры.
Как правило, все виды рынков имеют разное общественное значение, которое определяется не самим рынком, а значением объектов рыночного обмена для системы общественного производства. Схематичнро взаимосвязь рынков представлена на рис. 1.
Рис. 1. Рыночный кругооборот и взаимодействие субъектов рынка
Рынок товаров - это система экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.
Рынок потребительских товаров
можно определить как товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
) развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
) поддержания субъектов малого предпринимательства.
) налоговые и кредитные меры стимулирования производства товаров широкого потребления.
) наличие свободного (рыночного) ценообразования на большинство товаров.
Субъектами рынка товаров являются как продавцы, так и покупатели специфического товара, в том числе посреднические структуры, объектом - специфический товар, основной для данного рынка, обусловливающий его назначение и несущий благо для потребителя.
Рынок потребительских товаров - функциональный рынок, где объектом выступает товар, удовлетворяющий конкретные потребности индивидуального потребителя - населения, а субъектами - продавцы (предприятия и частные лица), осуществляющие продвижение товара от производителя до потребителя (населения), включая процесс продажи товаров и услуг.
Существуют несколько классификационных признаков применительно к рынку потребительских товаров. Например, классификационными признаками могут быть территориальные и демографические характеристики.
В основу классификации рынка потребительских товаров можно положить прежде всего классификацию непосредственно товаров:
· товары долговременного пользования - материальные изделия, как правило, предназначенные для многократного использования.
· товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.
· услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений, не имеющие материальной формы
На основе потребительского поведения можно выделить товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса. Следовательно, можно различать и соответствующие потребительские рынки.
По способам связи между агентами рынка потребительских товаров возможны следующие варианты:
а) товар реализуется потребителю непосредственно производителем;
б) производитель сбывает товар торговому посреднику, а тот перепродает его потребителю.
С учетом объема продаж различают:
а) рынок оптовый, где купля - продажа осуществляется в больших количествах. Товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками на торговых ярмарках и через товарные биржи.
б) рынок розничной торговли - реализация потребительских товаров в небольших количествах. Так покупатели приобретают товары в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.
Рынок потребительских товаров можно классифицировать по количеству продавцов и природе продукта:
· чистая монополия - «один продавец». Явление достаточно редкое, продукт уникален, нет близких заменителей.
Перейти на страницу:
1 2 3
Интересное по теме
Регрессионные модели
Обработка статистических данных уже давно применяется в самых
разнообразных видах человеческой деятельности. Вообще говоря, трудно назвать ту
сферу, в которой она бы не использовалась. Но, пожалуй, ни в одной области
знаний и практической деятельности обработка статистически ...
Разработка плана производственно-экономической деятельности железнодорожной станции
бюджет затраты железнодорожный станция
Стратегия развития транспортной инфраструктуры страны стала
главной темой Второго съезда железнодорожников, который открылся в Москве. В
его работе принимают участие представители "РЖД", руководители
частных компаний, которые з ...