Спрос, факторы спроса и закон спроса

Спрос - это количество товара или услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время. Закон спроса определяет: "при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены". или при низких ценах покупают больше.

Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены увеличение числа покупок создает эффект дохода; во вторых, подешевевший товар покупать выгоднее, чем другой - это эффект замещения.

Закон спроса не действует в трех случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при колебании цен на вещи, которые служат средством вложения денег (валюта, золото, антиквариат); при переключении спроса на высококачественные товары с ростом доходов.

Рис. 1 Кривая спроса

Движение точки вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение же самого спроса показывает смещение кривой (увеличение спроса - вправо, снижение - влево). Иногда может показаться, что закон спроса не действует: цена выросла, и спрос вырос - это создание иллюзии роста полезности, престижности товара - это эффект Гиффена, названный по имени английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Низший товар - для бедняков - называют товаром Гиффена.

Факторы спроса: цена товара; цена взаимозаменяемых товаров (субститутов) - выросла цена на импортное масло, спрос переключился на отечественное; цена взаимодополняемых товаров (при повышении цены на пленку и печать спрос на фотоаппараты падает); изменения в среде (в жару растет спрос на мороженое); изменения в полезности товара; величина доходов (первый закон Энгеля, немецкого статистика ХIХ века) звучит так: "с увеличением дохода удельный вес расходов на товары первой необходимости в общей сумме расходов уменьшается, а на роскошь увеличивается"; представления о будущей экономической ситуации (ожидание понижения или повышения цен), имеются два парадокса закона спроса: первый - повышение цены может вызвать повышение спроса, потому что потребитель считает, что цена в ближайшем будущем вырастет еще больше, второй - снижение цены может вызвать падение спроса - зачем покупать сегодня то, что завтра будет стоить дешевле? Изменения вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного имущества (богатство).

Все эти факторы можно смоделировать в одной формуле, которая называется функцией от переменных:

Qd = f (P… Pa…Pb…I…T…W),

где W - богатство, I - доход, Т - вкус.

Интересное по теме

Расчет объемных и качественных показателей работы сортировочной станции
Железнодорожный транспорт как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой (ПЭСС) со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт со стороны ...

Расчет эффективности реконструкции установки Ф–36ТП
реконструкция производственная мощность оборудование Цель курсовой работы состоит в расчете технико-экономических показателей установки и экономической эффективности реконструкции. Исходными данными к курсовой работе являются: · отчет о переработке нефти и нефтепродуктов н ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.