Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)

Для рассмотрения равновесия рынка необходимо знать предложение продукции. Предложение (S) - есть количество товаров, которое производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный период времени при прочих равных условиях. Опытным путём обнаружена прямая зависимость между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f (P)). Данная зависимость может быть выражена таблично, аналитически и графически. Графический способ:

Кривая предложения показывает влияние ценового фактора на количество предлагаемой продукции.

Существуют неценовые факторы, влияющие на предложение, сдвигающие кривую вправо или влево.

Неценовые факторы (детерминанты), влияющие на предложение:

. Цены на ресурсы (на рисунке показано удешевление сырья, способствующее увеличению предложения):

2. Совершенствование технологии.

3. Изменение налогов и дотаций.

. Ожидания будущих периодов.

. Цены на другие товары и т.д.

В процессе конкуренции взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до того момента, когда спрос и предложение совпадают. Ситуация равенства спроса и предложения называется равновесием* применительно к рынку одного (данного) товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это значит, что количество продукции, которое хотели и могли купить, равнялось тому количеству, которое было предложено.

Таблица.1 Спрос и предложение на товар x в данном месяце

Представим ситуацию графически:

Из графика видим, что в точке Е рынок сбалансирован при цене 3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля - равновесная цена, т.е. цена при равенстве спроса и предложения. 7 килограммов товара x - равновесный объём продаж, т.е. объём продаж при равенстве спроса и предложения. Если рыночная цена станет выше равновесной, на рынке увеличится предложение и уменьшится спрос, т.е. появятся излишки продукции. Избыточное предложение будет побуждать конкурирующих продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов продукции. Падающие цены будут: а) подсказывать фирмам, что следует сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции; б) привлекать на рынок дополнительных покупателей. Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками вниз.

Если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке увеличится спрос и уменьшится предложение, т.е. обнаружится дефицит продукции. Избыточный спрос (дефицит) подскажет конкурирующим покупателям, что им следует согласиться на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет:

а) побуждать фирмы перераспределять ресурсы в пользу производства данного товара;

б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать потребителя). Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются стрелками, направленными вдоль обеих кривых.

В обоих случаях рынок стремится к равновесию.

График. Излишки и дефицит на рынке товараx

Рассмотрим другой аспект - выгоду, получаемую производителем и покупателем, от сложившейся ситуации равновесия рынка. Мерой такой выгоды является излишек производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек покупателя представляет разницу между максимальной ценой, которая могла быть заплачена за единицу товара и его рыночной (равновесной) ценой. Излишек производителя есть разница (равновесной) рыночной цены и более низких предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя есть общественная выгода, возникающая в связи с возможностью покупать и продавать данный товар, т.е. в связи с существованием рынка. Чтобы проиллюстрировать общественную выгоду графически, необходимо соблюсти три условия:

) показать равновесие рынка по данному товару;

) вести исследование на рынке неделимых товаров (например холодильников);

) предположить, что покупатель приобретает одну единицу товара.

Видим, первый покупатель мог пожертвовать товарами на сумму в 11 000 руб. в пользу холодильника, но покупает он его по рыночной цене, т.е. за 6000 руб., следовательно, его выгода - 5000 руб. Второй мог бы купить за 10 000 руб. и его выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода всех покупателей равна 15 000 руб. Аналогично можно определить выгоду продавца.

Определение общественной выгоды важно при исследовании баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Самострахование как метод минимизации потерь
Жизнедеятельность человеческого общества всегда несла и несет в себе определенную опасность. Стихийные бедствия, несчастные случаи, просчеты в производственно-хозяйственной деятельности и другие непредвиденные события могут нарушить сбалансированность общественного п ...

Проектирование производственного участка основного цеха завода полупроводниковых приборов
Переход к рыночной экономике, усложнение производственных связей, необходимость высокой конкурентоспособности товаров требуют от каждого специалиста в совершенстве владеть наукой организации процессов создания новой техники и ее производства как важного инструмента реал ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.