Создание рыночных институтов и рынков факторов производства

Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах - сложный, многофакторный и длительный процесс. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами, встречается множество определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них.

Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций - это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Этим не исчерпывается многообразие определений. Их генезис и сущность можно изучить в курсе теоретической экономики. Для данного пособия вполне уместно и достаточно руководствоваться дефиницией рынка с точки зрения институциональной теории, которая определяет понятие «рынок» как совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:

· частная собственность;

· добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

· конкуренция. [7, с. 435-436]

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех или иных секторах общего социального пространства.

Совокупность институтов (см. прил. А) образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:

· свободы хозяйственной деятельности;

· всеобщности рыночных отношений;

· плюрализма и равноправия форм собственности;

· саморегулирования хозяйственной деятельности;

· свободного ценообразования;

· самофинансирования и экономической ответственности;

· гармоничного сочетания государства и рынка.

Степень, в которой реализуются эти принципы, указывает на уровень зрелости рыночных институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила», организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, общественное мнение и др.). Развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений» (Д. Норт), в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное пространство деятельности хозяйственных агентов.

При анализе рыночных институтов, в том числе различных видов рынков, важны как макроуровень, блоки национальной статистики, системные схемы (модели) экономики, так и микроуровень - совокупность экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, потребителей и т.д.).

Активный и мотивированный хозяйственный агент способен стать исходным пунктом всех рыночных построений. При этом в число основных агентов рынков входят не только предприятия и домашние хозяйства, но также органы государственного управления и общественные организации.

Задача научного анализа состоит в том, чтобы проследить, как выстраиваются институциональные формы в повседневном взаимодействии предпринимателей, работников, потребителей, в том числе: как осуществляется доступ к ресурсам, производится контроль за деятельностью хозяйственных агентов; какие отношения складываются у них с представителями власти, общественными институтами и др.; как образуются сети неформального обмена услугами; как формируется этика трудовых и деловых отношений? Ответы на эти вопросы помогают глубже и яснее понять механизмы функционирования рынка. [4, с. 436]

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Предприятие как основной субьект рынка
Экономика предприятия (фирмы) - образовательная и научная дисциплина, в которой излагаются методы и правила хозяйственной деятельности производственной организации. В соответствии с государственным образовательным стандартом 2000 г., в учебнике представлены хозяйственные мет ...

Рынок потребительских товаров в России
Актуальность темы работы определена тем, что рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций: ) он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей; ) выявляет общественную полезность тех или иных видов ...

Реструктуризация компаний

В экономической литературе и на практике проблему реструктуризации собственности и реорганизации предприятий в основном связывают с кризисом в организации.

Сдельная
оплата труда

Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия.

Собственность
на землю

Собственность на землю - принадлежность земли определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности.